Главная Творчество Боке в фотографии

boke_v_fotografiiБоке – это характеристика эстетических свойств области картинки, которая лежит не в фокусе, а за пределами ГРИП. Нужно понимать, что боке совершенно не имеет отношения к резкости. Пример: есть два объектива, которые с одинаковой резкостью изображают объекты, но при этом они имеют совершенно разные рисунки размытия. Художественные субъективные достоинства данных рисунков и принято считать боке в фотографии.

Объяснение понятия боке

С инженерной точки зрения идеальный объектив фокусирует свет от точечного источника в качестве правильного конуса. Если вершина конуса задевает плоскость матрицы, а может и пленку камеры, то изображение попадает в фокус. На фотографии выходит предельно маленькая точка. Чем более качественным будет объектив, тем меньше данная точка, и тем более резким выйдет изображение.

В случае, когда источник находится за пределами фокуса, то конус лучей света пересекает матрица, а точка на снимке становится похожей на диск, называемый кружком размытости или рассеяния. При довольно большом размере пятен размытости они начинают существенно влиять на восприятие фотоснимка с эстетической точки зрения.

Чаще всего боке наблюдается на заднем плане, более редко – на переднем, поскольку фокус фотографии обычно совпадает с ближайшим к фотографу объектом.

Таким образом, боке становится заметным при небольшой глубине резкости. Величина кружков рассеяния будет тем больше, чем больше формат камеры. чем больше расстояние фокуса объектива, чем шире величина отверстия диафрагмы, а также если расстояние от фотографируемого объекта до фона слишком велико.

Качество боке

Следует понимать, что фотография с боке является субъективным понятием. Поэтому рассуждать о хорошем или плохом боке, тем более измерять его в определенных математических единицах сложно. Есть фотографы, которые предпочитают мягкое боке. Оно предполагает несущественную размытость заднего плана, что в свою очередь не мешает воспринимать основные элементы фотографии.

А слишком жесткое боке считается некачественным – когда оно бросается в глаза и отвлекает от переднего плана.

Оптически идеальный кружок размытости обладает формой равномерно освещенного диска с довольно четкими краями. Этот диск может сам по себе быть красивым. Но если он стал элементом специально рассеянного фона, то даже идеальные кружки размытости создают впечатление ненужной резкости, поскольку их края имеют резкие очертания и отвлекают внимание от тех предметов, на которых фотограф пытался действительно акцентировать внимание.