Главная Разное Человек и камера видят мир по-разному

chelovek_i_kamera_vidyat_mir_po_raznomuЗачастую сцена, которая выглядит привлекательно для человеческого глаза, в кадре смотрится непрезентабельно – с засвеченным белым небом, черными провалами в месте теней, нереальными цветовыми оттенками. Попробуем узнать, в чем причина, почему фотоаппарат не может просто передать сцену такой, какой мы ее видим. В действительности ваша камера старается, но ее возможности скромны. Человеческое зрение и мозг проделывают огромную работу, чтобы мы смогли посмотреть на окружающую действительность во всей ее полноте. Камера этого сделать не может, и вам нужно думать за нее, совершать неестественные или неочевидные действия, чтобы полученная картинка вышла красивой и натуральной.

Периферическое и центральное зрение

Поле человеческого зрения, восприимчивое к мелким деталям, не очень велико – примерно три градуса. Вы сможете в этом убедиться, когда задержите свой взгляд на одной букве в тексте и постараетесь рассмотреть соседние буквы, не шевеля глазами. По мере удаления от центра вы быстро теряете способность отличать мельчайшие детали. Периферическое зрение достаточно чувствительно к движению, однако не к мелочам. Для получения детального изображения в мозгу, человеческий глаз все время сканирует сцену, каждое мгновение, посылая информацию в мозг о некоторых фрагментах, из которых после обработки и складывается целостная картинка.

Камера срисовывает всю сцену, такой, как она есть, не задумываясь о том, что разные фрагменты обладают различным смысловым значением, нуждаются в разной яркостной и цветовой коррекции, и, по сути, вовсе должны быть сняты абсолютно по-разному. С этим и связаны все проблемы.

Динамический аспект

Когда глаза видят темные и светлые участки сцены, у зрачка меняется диаметр, он сужается, когда вокруг яркие объекты, и расширяется, когда смотрит на тени, контролируя количество света, отправляющегося на сетчатку. Помимо этого рецепторы сетчатки могут менять собственную чувствительность к свету, с учетом его интенсивности. В итоге мы различаем детали, как в свете, так и в тени, а адаптируясь к условиям повышенного контраста. Камера экспонирует всю сцену с предустановленными постоянными значениями диафрагмы и выдержки. Потому она не может уловить разницу в степени освещенности сцены с высоким контрастом. Чтобы решить эту проблему, следует избегать сцен, где контраст не укладывается в диапазон динамики нашей камеры.

При высоком контрасте нужно стараться его смягчить, применяя отражатель или вспышку, чтобы немного подсветить тени. Если вы не можете оказать влияние на освещение, и вынуждены жертвовать светлыми или темными участками кадра, то лучше пожертвовать тенями. Человек в большой степени приспособлен к тому, чтобы воспринимать детали на свету, поэтому черные тени смотрятся не такими противоестественными, чем плоские света после отбеливания. Делайте несколько экспозиций одного кадра, прорабатывая разные участки картинки.