Главная Основы Как обманывают фотографов
kak-obmanyvayut-fotografovК сожалению, работникам отрасли фотоснимков также приходится рисковать, поскольку услуги профессиональных фотографов ценятся высоко, у их клиентов и подрядчиков нередко появляется желание и на них погреть руки, воспользовавшись «бесплатными» услугами, или отобрав заработанные деньги другими способами. Чтобы собрать список всех возможных случаев обмана, в этом проекте приняло участие множество фотографов, которые поделились своим печальным опытом. Все это делается для всех, кто не хочет попасться в ловушку с дешевой приманкой.

Что продает фотограф?

Чтобы выяснить, где возможен обман, необходимо прояснить суть того, чем фотограф обладает. У фотографа имеется опыт, знания и умения, все это невозможно отобразить в материальном виде. Все членства в ассоциациях и имеющиеся сертификаты здесь являются подтверждением наличия данного актива на конкретную дату. Актив фотографа не является чем-то материальным. Он не может быть продан, но при этом могут быть только переданы результаты правильного использования этого актива, создании материального объекта интеллектуальной собственности.

При этом деньги, которые получают фотографы – это материальная ценность. Именно поэтому необходимо иметь особую осмотрительность при передачи той самой интеллектуальной собственности из одних рук в другие. Поэтому фотографии, сохраненные на диске или флешке должны передаваться в обмен на деньги в этот же момент. Иногда заранее заключается договор, который предотвращает дальнейший обман клиентами фотографа. Если передавать результат работы раньше получения денежных средств, то соответственно повышается риск того, что их могут не отдать.

Варианты возможного обмана и способы его избежать

  1. «Плохо снятые фото». Эта схема особенно распространена среди фотографов новичков. Многие из них стесняются обговаривать условия отдачи снимков. Так заказчик может попросить диск с отснятой информацией, чтобы посмотреть и убедиться в качестве снимков. Сам себе их сохраняет, а фотографу предъявляет претензии, что снимки плохие и его не устраивают. Ошибкой фотографа была передача изображений до того, как он получил деньги. Поэтому нужно изначально договориться о том, что фотографии будут отданы только после отдачи оговоренной суммы.
  2. Были оказаны не все услуги. Эта схема схожа с первой, но рассчитана на более опытных мастеров. Во время уяснения условий устно исполнитель перечисляет все оказываемые услуги, из которых оказанными является только часть, о чем клиент якобы забыл. Потом заказчик утверждает, что договоренности были другими («мы думали, что это итак входит в ваши обязанности) — в итоге, недовольный заказчик может уменьшить заработанную сумму, или поставить условие выполнить не оказанные услуги. Чтобы предотвратить такой случай, лучше заранее заключить договор на бумаге и не отдавать снимки до получения денег.
  3.  «Пришлите для ознакомления». Такой обман возможен даже для профессионала, который работает с клиентом по устному договору. Случается это с интернет магазинами, приглашающими фотографов для создания каталогов. Дают ему аванс, а после работы фотографа говорят скинуть снимки в маленьком разрешении, чтобы ознакомиться, после чего говорят ему, что он плохо отработал, и его материал не годится, но аванс оставляют ему. А когда в интернете появляются эти фото, магазин грозиться подать иск в суд за клевету. Чтобы не попасться, необходимо заранее составлять договор, не отдавать снимки до получения денег, защитить свои изображения водяными знаками.